Рекомендации педагога-психолога

Агрессивный ребенок



 

Гиперактивный ребенок

 

 Если у вашего ребенка страхи

- Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привык». Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка.
- Старайтесь не кричать на ребенка. Все, что угодно можно объяснить спокойно.
- Не относитесь к страхам детей, как к  капризам, тем более нельзя ругать и наказывать ребенка за «трусость». Ведь страх – опасная эмоция человека.- Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете.
- Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.
- Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять. - Обсуждайте с малышом его страхи
- Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха.
- Малыш должен научиться сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.
- Постарайтесь отвлекать ребенка. Если у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно).
- Больше разговаривайте с ребенком!
- Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.  

Если ваш ребенок заикается

- Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена  нервная система, для них требуется индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой  режим. Такой ребенок должен все время находиться  под наблюдением логопеда и психоневролога.
- Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок (ребенок боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.д.)
- Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это переутомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
- Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр передач и т.п.).
- Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
- Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
- Нужно быть одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными и хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
- Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлеките его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинкой.
- Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного дыхания, чувства темпа, ритма, полезны дополнительные занятия по пению.

    Если у вашего ребенка нервный тик

    Причины тиков:
    1. Наследственная предрасположенность
    2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку(гипоопека), дефицит общения)
    3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.
    4. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.  
    5. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация.
    6. Психологическая коррекция.  
    7. Медикаментозное лечение.
    Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.
Лечение тиков
Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно). Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Аутизм и расстройства аутистического спектра

Расстройствами аутистического спектра называются нарушения психического развития, при которых наблюдаются нарушения способности к социальному взаимодействию, стереотипные поведенческие акты и жесткое ограничение интересов. При этом основным признаком аутизма являются проблемы при установлении социальных контактов.
 Согласно новейшей редакции Международной классификации болезней, к аутизму и расстройствам аутистического спектра относятся:
  • Детский аутизм (ранний аутизм, синдром Каннера).
  • Синдром Аспергера (аутистическая психопатия).
  • Синдром Ретта.
  • Атипичный аутизм.

Детский аутизм (синдром Каннера)

 Для синдрома Каннера (детского аутизма) характерны следующие основные симптомы:
  • Ребенок с аутизмом с начала жизни не может устанавливать полноценные отношения с окружающими людьми.
  • Признаки аутизма проявляются не позднее 2-3 лет.
  • Больной с аутизмом не использует (или недостаточно использует) речь в целях коммуникации.
  • Пациент с аутизмом предельно отгорожен от внешнего мира. Он игнорирует внешние раздражители до тех пор, пока они не станут непереносимыми.
  • Зрительный контакт с другими людьми резко ограничен или отсутствует.
  • Собственное «Я» ребенка с аутизмом развивается с опозданием.
  • В речи пациента наблюдаются эхолалии (как непосредственные, так и отставленные) - так называемая «попугайная или граммофонная речь».
  • Ребенок с аутизмом склонен к стереотипным играм. При этом он обычно использует для игр неигровые предметы.

 
Синдром Аспергера

В отличие от детского аутизма, при этом синдроме больные сохраняют способность общаться на интеллектуальном уровне, но не способны контактировать на уровне эмоций. 

 Критерием постановки диагноза является наличие минимум двух симптомов, свидетельствующих о затруднении социальных взаимодействий:
  • Пациенты не используют или испытывают выраженные затруднения при использовании невербальных компонентов общения (жестикуляция, изменение выражений лица, взгляд глаза в глаза).
  • Больные не испытывают спонтанной потребности разделять свои эмоции или достижения с окружающими.
  • Они терпят неудачу при попытке построить отношения со сверстниками.
  • Выявляется отсутствие эмоциональной или социальной взаимности.
 
Кроме того, при синдроме Аспергера наблюдаются такие признаки аутизма, как:
  • Отсутствие поведенческой гибкости, невозможность отступить от шаблона при выполнении каких-то ежедневных рутинных действий.
  • Наличие стереотипных интересов, в которые пациент «погружается с головой» при чрезмерной степени увлечения или интенсивности сосредоточения.
  • Стереотипные движения (верчение ладонью или пальцем и т.д.).

Синдром Ретта

До начала болезни ребенок развивается нормально, признаки аутизма отсутствуют, иногда наблюдается некоторое отставание моторного развития. В возрасте 8-30 месяцев больной становится отрешенным, моторные навыки и речь постепенно утрачиваются. Ребенок с аутизмом теряет способность удерживать предметы, возникают мышечные атрофии, дистония, атаксия, развивается кифоз и сколиоз. На смену жеванию приходит более простой акт сосания. Появляются дыхательные расстройства.
В возрасте 5-6 лет признаки аутизма становятся менее выраженными: ребенок может усваивать отдельные слова, становится способен к примитивным играм, однако затем вновь наступает ухудшение. Возникают тяжелые двигательные нарушения, нарастает атрофия мышц, развивается глубокое слабоумие.
Атипичный аутизм
Симптомы этого заболевания схожи с признаками детского аутизма. При этом отсутствует один или несколько признаков аутизма, характерных для синдрома Каннера.
Для атипичного аутизма характерны следующие симптомы:
  • Появление признаков аутизма в возрасте 3 года и старше.
  • Стереотипное, повторяющееся, ограниченное поведение.
  • Нарушение социального взаимодействия.
Обычно атипичный аутизм возникает у детей с умственной отсталостью или тяжелыми расстройствами речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий