Основные направления
коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР
Исходя из структуры дефекта и
психологических особенностей рассматриваемой категории детей, С. Г. Шевченко сформулированы
следующие направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими
ЗПР:
1. Развитие до необходимого уровня
психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению:
артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки,
оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
2. Обогащение кругозора детей,
формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию
ребенком учебного материала.
3. Формирование социально-нравственного
поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям
(осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых
этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на
уроке, правил общения и др.).
4. Формирование учебной мотивации:
последовательное замещение отношений «взрослый - ребенок» отношениями «учитель
- ученик». Последняя модель отношений служит основой для формирования
познавательных интересов.
5. Развитие личностных компонентов
познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности,
произвольности психических процессов), преодоление интеллектуальной
пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
6. Формирование умений и навыков,
необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании,
планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным
образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и
самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту
общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения,
практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Повышение уровня общего развития
школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет
темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и др.).
9. Охрана и укрепление соматического и
психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок,
эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение
успешности учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;
физическое закаливание школьников, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая
медикаментозная терапия.
10. Организация благоприятной социальной
среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка,
стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи,
активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
11. Системный разносторонний контроль с
помощью специалистов (врачей, психологов, дефектологов) за развитием ребенка.
12. Создание учебно-методического
оснащения, необходимого для успешного освоения детьми общеобразовательных
программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и
умениям учащихся[15; с. 72].
Для детей с церебрально-органической или
смешанной формой ЗПР, составляющих наибольшую часть находящихся на
интегрированном обучении, задача стимуляции познавательной активности,
самостоятельности и самоконтроля является первостепенной. Что касается
остальных форм задержки психического развития (соматогенного, психогенного,
конституционального генеза), то психологическая коррекция нарушений
эмоционально-волевой сферы у таких детей является отдельной темой для
обсуждения и осуществляется школьным психологом.
Обобщая рекомендации учителям по
оптимизации высших психических функций, лежащих в основе успешного формирования
основных учебных умений и навыков, сделаем акцент на возможности и
необходимости использования коррекционных приемов на уроках по
общеобразовательным дисциплинам с целью индивидуализации обучения детей с ЗПР в
условиях интегрированного класса.
Рекомендации для педагогов по
оптимизации обучения детей с ЗПР
Важным условием успешной коррекции и
компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является
адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно
организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным
особенностям ребенка, т.е. обучении, стимулирующем развитие и соответствующем
реальным возможностям ребенка[3; с. 41].
Основной задачей в обучении
рассматриваемой категории детей является создание условий для успешной учебной
и внеклассной деятельности как средства коррекции их личности, формирования
положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным
опытом отношений с окружающим миром[9; с. 63].
К условиям, способствующим ломке
отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся,
Е. М. Мастюковой с соавторами отнесены следующие:
·создание благоприятной обстановки,
щадящего режима;
·обучающая, коррекционно-воспитательная
направленность всей педагогической работы;
·использование приемов и методов обучения,
адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной
деятельности;
·дифференциация требований и
индивидуализация обучения, модификация учебной программы - сокращение ее объема
за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию
пробелов в знаниях и умениях учащихся;
·организация системы внеклассной,
факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся,
пробуждающей их интерес к знаниям;
·учет особенностей психического
развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и
коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей[13; с. 60].
Для успешного усвоения учебного
материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их
познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому
предмету.
Ведение уроков в интегрированных
классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле
его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может
удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в
том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому.
В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на
данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях[16; с. 95].
Обязательным условием урока является
четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение
нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует
объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно;
необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие
ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.
С целью адаптации объема и характера
учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того
или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал
преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо
изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
·дополнительные наводящие вопросы;
·наглядность - картинные планы, опорные,
обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели,
карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером
затруднений при усвоении учебного материала;
·приемы-предписания с указанием
последовательности операций, необходимых для решения задач;
·помощь в выполнении определенных
операций;
·образцы решения задач;
·поэтапная проверка задач, примеров,
упражнений.
На каждом уроке обязательна словарная
работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо
включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к
усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости
или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на
другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный
настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического
материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение
имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его
малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Особое место в коррекционном процессе
должны занять уроки ручного труда, так как на них значительное место занимает
деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать
обобщенные приемы умственной работы. Особое внимание следует уделять обучению
анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных
признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному
описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании
умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного
усложнения подбираемых упражнений.
Следует уделять внимание обучению
действию по словесному образцу, которое нужно начинать с объяснения основной
функции образца, а затем - с помощью в его вычленения из текста. Для того чтобы
научить детей умению видеть (находить) образец в данном тексте, им нужно
указать на то, что в разных упражнениях образец может иметь разное
местонахождение, может быть разных типов, но независимо от этого его функция
всегда одна и та же: как нужно выполнять.
Необходимо научить находить образец,
соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный
образец, т.е. проанализировать его.
Действия по образцу сначала следует
отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить
образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к
образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня
получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения,
находить и устранять их причины.
Одна из главных задач коррекционной
педагогики - усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация
взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Целесообразно в этом отношении
использование уроков ручного труда, где ребенок, изготовляя определенную
поделку, действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных
требований. С помощью речи он может обдумать и спланировать ход предстоящей
работы, вычленить отдельные ее типы, установить их последовательность,
соотнести результат своей деятельности с образцом. Дети учатся адекватно
оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную поделку они считают
лучшей. Учитель добивается четких и правильных ответов, постепенно приучая
учащихся к самостоятельности. Особенно важно учить их планировать свою
деятельность при выполнении упражнений, задач с несколькими заданиями. На
первых порах это достигается путем ответов учащихся на поставленные учителем
вопросы. Ученик должен научиться вычленять отдельные этапы будущей
деятельности, а для этого надо чаще пользоваться такими словами, как «сначала»,
«потом». Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей
способствует преодолению нерешительности, растерянности, укрепляет веру в
собственные возможности. На основе широкого привлечения речи учитель добивается
понимания учащимися смысла выполняемой деятельности, осознания правильности
(или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата работы в
соответствии с требованиями.
Коррекционная работа по формированию
деятельности, связанной со словесными упражнениями (словесной инструкцией),
прежде всего должна предусматривать обеспечение полного и адекватного понимания
детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания,
понимание которых (особенно при самостоятельном выполнении) затруднено для
детей с ЗПР. Поэтому учитель, предвидя возможные затруднения, сначала сам
объясняет детям трудные для их понимания слова, словосочетания, формулировки, а
затем ставит вопрос, требующий самостоятельного ответа. Если инструкция
сформулирована сложно, следует добиваться того, чтобы ученик смог своими
словами рассказать о том, что требуется выполнить.
Значительное время необходимо отводить
на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с
ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать
их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить,
что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать
на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают
палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного
задания одна палочка отодвигается в сторону.
Одним из важнейших направлений
учебно-воспитательного процесса является формирование у воспитанников навыков
самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность,
осуществлять самоконтроль.
Для самостоятельной работы необходима
индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям
разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным
объемом помощи:
·задания воспроизводящего характера при
наличии образцов, алгоритмов выполнения;
·задания тренировочного характера,
аналогичные образцу;
·задания контрольного характера и т.д.
Работу следует организовывать таким
образом, чтобы ребенок сознательно относился к выбору типа задания, т.е.
создавать обстановку свободы выбора, помощи и взаимопомощи.
В процессе самостоятельной
познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое
воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется
психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.
Необходимо организовать деятельность
ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной
деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль,
сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование
справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило,
соответствует его учебным возможностям и постепенно возрастает. Каждому ученику
предоставляется возможность широкого использования справочного материала,
словарей, памяток, схем. Только при соблюдении всех этих условий самостоятельная
работа становится средством развития познавательной активности учащихся.
Необходимо учить детей с ЗПР проверять
качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату;
одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к
выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на
самопроверку и взаимопроверку выполненного задания. Для коррекции внешней
организации деятельности детей с ЗПР (особенно в первоначальный период обучения)
необходима система четких требований к выполняемой работе.
Еще
раз об обучении по программам для детей с ЗПР
Здравствуйте!
Долго искала программы для школ 7 вида, не нашла. Прочитала у вас в ответах,
что нет таких программ, если я правильно поняла. У нас в общеобразовательной
школе есть много обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 7
вида. Через неделю у нас проверка, как мне ответить на вопрос, по какой
программе мы обучаем этих детей? Спасибо.
(Пермина
Юлия Владиславовна, 18.03.2013 21:24:52,)
Уважаемая
Юлия Владиславовна! Если ваша школа работает в условиях реализации ФГОС нового
поколения, то, согласно нормативам, школой разрабатывается Основная
образовательная программа, в структуре которой предусмотрен раздел «Программа
коррекционной работы для детей с ОВЗ». Для детей с задержкой психического
развития должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным
потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход,
использование специальных методов работы, изменение планирования учебного
материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д.
С
планированием коррекционно-развивающих занятий, ведением документации и
взаимодействием учителя с другими специалистами можно ознакомиться в следующих
пособиях:
Шевченко
С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты:
Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.:
ВЛАДОС, 2000.
Шевченко
С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в
общеобразовательной школе. — М.: Школьная Пресса, 2005.
Вильшанская
А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной
школе. — М.: Школьная Пресса, 2008.
Программа
обучения детей с ЗПР должна быть адаптирована в соответствии с требованиями
Программы для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII
вида (Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и
классов VII вида (1-4 классы). - М.: Издательство Парадигма, 2010).
Специальных
программ коррекционно-развивающего обучения для среднего звена, утвержденных
Министерством образования и науки РФ, не существует, поэтому следует
воспользоваться опубликованными в журнале «Дефектология» рекомендациями к
изменению и перераспределению учебного материала: Некоторые изменения в
программах обучения детей с задержкой психического развития (V-IX классы) // Дефектология,
1993, №1-4. Эти рекомендации представлены в открытом доступе на портале ИКП РАО
в разделе Каталог.
Специально
разработанных учебников для детей с ЗПР нет, обучение ведется по массовым
учебникам.
Для
работы с детьми с ЗПР необходимо пользоваться специально разработанными
учебно-методическими материалами:
Бабкина
Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического
развития. Пособие для психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006.
В
пособии дана общая характеристика познавательной деятельности старших
дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития. Определено
место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающего
воспитания и обучения. Представлена авторская программа занятий.
Тригер
Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ
XXI ВЕК, 2000.
Тригер
Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Учебник-тетрадь. —
Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Тригер
Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? (в трех
частях). Учебник-тетрадь для подготовки детей к обучению грамоте. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Шевченко
С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Пособие для индивидуальных и
групповых коррекционных занятий. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Шевченко
С.Г. Природа и мы. Методические рекомендации для ознакомления детей с
окружающем миром и развития речи. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Шевченко
С.Г Природа и мы. Тетрадь с печатной основой. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI
ВЕК, 2000.
Шевченко
С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради с печатной основой. –
Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Информация
о работе с детьми с ЗПР систематически публикуется в журнале «Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития».
С
уважением, к.псих.н. ФГНУ ИКП РАО Бабкина Н.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий