Рекомендации для учителей, работающих с детьми с ОВЗ



Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР
Исходя из структуры дефекта и психологических особенностей рассматриваемой категории детей, С. Г. Шевченко сформулированы следующие направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала.
3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).
4. Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый - ребенок» отношениями «учитель - ученик». Последняя модель отношений служит основой для формирования познавательных интересов.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности психических процессов), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и др.).
9. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах; физическое закаливание школьников, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.
10. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
11. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачей, психологов, дефектологов) за развитием ребенка.
12. Создание учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми общеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся[15; с. 72].
Для детей с церебрально-органической или смешанной формой ЗПР, составляющих наибольшую часть находящихся на интегрированном обучении, задача стимуляции познавательной активности, самостоятельности и самоконтроля является первостепенной. Что касается остальных форм задержки психического развития (соматогенного, психогенного, конституционального генеза), то психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у таких детей является отдельной темой для обсуждения и осуществляется школьным психологом.
Обобщая рекомендации учителям по оптимизации высших психических функций, лежащих в основе успешного формирования основных учебных умений и навыков, сделаем акцент на возможности и необходимости использования коррекционных приемов на уроках по общеобразовательным дисциплинам с целью индивидуализации обучения детей с ЗПР в условиях интегрированного класса.

Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР
Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. обучении, стимулирующем развитие и соответствующем реальным возможностям ребенка[3; с. 41].
Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей является создание условий для успешной учебной и внеклассной деятельности как средства коррекции их личности, формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром[9; с. 63].
К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся, Е. М. Мастюковой с соавторами отнесены следующие:
·создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
·обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;
·использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
·дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы - сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;
·организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;
·учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей[13; с. 60].
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.
Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях[16; с. 95].
Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.
С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
·дополнительные наводящие вопросы;
·наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
·приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
·помощь в выполнении определенных операций;
·образцы решения задач;
·поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Особое место в коррекционном процессе должны занять уроки ручного труда, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы. Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений.
Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу, которое нужно начинать с объяснения основной функции образца, а затем - с помощью в его вычленения из текста. Для того чтобы научить детей умению видеть (находить) образец в данном тексте, им нужно указать на то, что в разных упражнениях образец может иметь разное местонахождение, может быть разных типов, но независимо от этого его функция всегда одна и та же: как нужно выполнять.
Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его.
Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.
Одна из главных задач коррекционной педагогики - усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Целесообразно в этом отношении использование уроков ручного труда, где ребенок, изготовляя определенную поделку, действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. С помощью речи он может обдумать и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом. Дети учатся адекватно оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную поделку они считают лучшей. Учитель добивается четких и правильных ответов, постепенно приучая учащихся к самостоятельности. Особенно важно учить их планировать свою деятельность при выполнении упражнений, задач с несколькими заданиями. На первых порах это достигается путем ответов учащихся на поставленные учителем вопросы. Ученик должен научиться вычленять отдельные этапы будущей деятельности, а для этого надо чаще пользоваться такими словами, как «сначала», «потом». Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей способствует преодолению нерешительности, растерянности, укрепляет веру в собственные возможности. На основе широкого привлечения речи учитель добивается понимания учащимися смысла выполняемой деятельности, осознания правильности (или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата работы в соответствии с требованиями.
Коррекционная работа по формированию деятельности, связанной со словесными упражнениями (словесной инструкцией), прежде всего должна предусматривать обеспечение полного и адекватного понимания детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания, понимание которых (особенно при самостоятельном выполнении) затруднено для детей с ЗПР. Поэтому учитель, предвидя возможные затруднения, сначала сам объясняет детям трудные для их понимания слова, словосочетания, формулировки, а затем ставит вопрос, требующий самостоятельного ответа. Если инструкция сформулирована сложно, следует добиваться того, чтобы ученик смог своими словами рассказать о том, что требуется выполнить.
Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.
Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
·задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
·задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
·задания контрольного характера и т.д.
Работу следует организовывать таким образом, чтобы ребенок сознательно относился к выбору типа задания, т.е. создавать обстановку свободы выбора, помощи и взаимопомощи.
В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.
Необходимо организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует его учебным возможностям и постепенно возрастает. Каждому ученику предоставляется возможность широкого использования справочного материала, словарей, памяток, схем. Только при соблюдении всех этих условий самостоятельная работа становится средством развития познавательной активности учащихся.
Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания. Для коррекции внешней организации деятельности детей с ЗПР (особенно в первоначальный период обучения) необходима система четких требований к выполняемой работе.

Еще раз об обучении по программам для детей с ЗПР
Здравствуйте! Долго искала программы для школ 7 вида, не нашла. Прочитала у вас в ответах, что нет таких программ, если я правильно поняла. У нас в общеобразовательной школе есть много обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 7 вида. Через неделю у нас проверка, как мне ответить на вопрос, по какой программе мы обучаем этих детей? Спасибо.
(Пермина Юлия Владиславовна, 18.03.2013 21:24:52,)
Уважаемая Юлия Владиславовна! Если ваша школа работает в условиях реализации ФГОС нового поколения, то, согласно нормативам, школой разрабатывается Основная образовательная программа, в структуре которой предусмотрен раздел «Программа коррекционной работы для детей с ОВЗ». Для детей с задержкой психического развития должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д.
С планированием коррекционно-развивающих занятий, ведением документации и взаимодействием учителя с другими специалистами можно ознакомиться в следующих пособиях:
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. — М.: Школьная Пресса, 2005.
Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. — М.: Школьная Пресса, 2008.
Программа обучения детей с ЗПР должна быть адаптирована в соответствии с требованиями Программы для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII вида (Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (1-4 классы). - М.: Издательство Парадигма, 2010).
Специальных программ коррекционно-развивающего обучения для среднего звена, утвержденных Министерством образования и науки РФ, не существует, поэтому следует воспользоваться опубликованными в журнале «Дефектология» рекомендациями к изменению и перераспределению учебного материала: Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V-IX классы) // Дефектология, 1993, №1-4. Эти рекомендации представлены в открытом доступе на портале ИКП РАО в разделе Каталог.
Специально разработанных учебников для детей с ЗПР нет, обучение ведется по массовым учебникам.
Для работы с детьми с ЗПР необходимо пользоваться специально разработанными учебно-методическими материалами:
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006.
В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Представлена авторская программа занятий.
Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК,  2000.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Учебник-тетрадь. — Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? (в трех частях). Учебник-тетрадь для подготовки детей к обучению грамоте.  – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Шевченко С.Г. Природа и мы. Методические рекомендации для ознакомления детей с окружающем миром и развития речи. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК,  2000.
Шевченко С.Г Природа и мы. Тетрадь с печатной основой. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК,  2000.
Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради с печатной основой. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Информация о работе с детьми с ЗПР систематически публикуется в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».
С уважением, к.псих.н. ФГНУ ИКП РАО Бабкина Н.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий